Хтоническое высокомерие
01:45
О Таро и вере
Я хотела бы поговорить о двух часто звучащих утверждения о Таро. На самом деле, одно из них является логическим продолжением первого... но обо всём по порядку.
Утверждение первое: 'Я в это не верю'
На самом деле, относится оно отнюдь не только к Таро, а ко всем околомагическим практикам. С тем же энтузиазмом люди не верят в астрологию, руны, И-Цзин и магию вообще.
Но как можно не верить в карты? Вопросом веры является не факт работы Таро, а её принцип. Нельзя отрицать материальное. Мы можем не верить в отрицательные числа, но не в минусовую температуру на улице. Фактически, выделяя Таро уголок в своём мировоззрении, мы определяем для себя именно этот вопрос веры: откуда карты берут информацию. Мы можем посвятить колоду Богу или Богине, или считать, что карты всего лишь структурируют информацию, уже имеющуюся в нашем подсознании, или говорить о всеведающем Космосе и информационном поле Земли... И гораздо обширней, разнообразней, наглядней и агрессивней будет обсуждение вида не 'Верите ли вы в работу карт?', а 'Как, по-вашему, работают карты?'.
Второй вопрос, который я назвала неразрывно связанным с первым, - вопрос о греховности использования Таро в христианском мировоззрении. Из предыдущего следует, что греховность целиком и полностью определяется тем, как человек воспринимает их работу и их источник информации.
Утверждение первое: 'Я в это не верю'
На самом деле, относится оно отнюдь не только к Таро, а ко всем околомагическим практикам. С тем же энтузиазмом люди не верят в астрологию, руны, И-Цзин и магию вообще.
Но как можно не верить в карты? Вопросом веры является не факт работы Таро, а её принцип. Нельзя отрицать материальное. Мы можем не верить в отрицательные числа, но не в минусовую температуру на улице. Фактически, выделяя Таро уголок в своём мировоззрении, мы определяем для себя именно этот вопрос веры: откуда карты берут информацию. Мы можем посвятить колоду Богу или Богине, или считать, что карты всего лишь структурируют информацию, уже имеющуюся в нашем подсознании, или говорить о всеведающем Космосе и информационном поле Земли... И гораздо обширней, разнообразней, наглядней и агрессивней будет обсуждение вида не 'Верите ли вы в работу карт?', а 'Как, по-вашему, работают карты?'.
Второй вопрос, который я назвала неразрывно связанным с первым, - вопрос о греховности использования Таро в христианском мировоззрении. Из предыдущего следует, что греховность целиком и полностью определяется тем, как человек воспринимает их работу и их источник информации.
28.12.2007 в 22:15
В том плане, что в карты не верить нельзя, но в то, что они работают, можно не верить запросто. Называть точные до мелочей расклады совпадениями или просто взятой самим гадателем информацией. Причин этого неверия достаточно много, но я как психолог могу выделить две основные.
1. Заложенная материалистическим воспитанием и образованием установка на то, что магии как таковой в мире не существует, а все, что демонстрируют разные люди - лишь ловкие фокусы и не более того.
2. Неверие конкретно в действие Таро. Вызвано может быть как неудачным опытом работы с картами (собственным или сторонним), так и какой-либо иной внешней информацией (по принципу "плавали - знаем")
Большинство людей, не верящих в действенность Таро относятся либо к первой категории, либо ко второй. Хорошо это или плохо, вопрос отдельный. ИМХО, хорошо. Ибо чем меньше народу лезет в магию, тем меньше антропогенных катаклизмов будет на земле. Человек разумный и при помощи достижений науки, творит вещи несовместимые с жизнью многих его сородичей, а уж что такой дятел может натворить, пользуясь магией, подумать страшно. Да и не гоже отдавать столь тонкий инструмент в столь грубые подчас руки.
Но я отвлекся.
Что же касается второго вопроса, то мне кажется, что брать здесь надо немножко шире и лезть в историю самого христианства как такового, в его идеологию и т.д. С одной стороны, безусловно, подобное гонение на Таро явилось своеобразной защитой тайного знания от посягательств малообразованных людей. О том, почему это было необходимо, я писал несколько выше. С другой стороны, не для кого не секрет, что христианская церковь самоутверждалась за счет разрушения прочих культов (кельтского, римского, скандинавского, иудейского в том числе) и дабы скорее покончить с конкурентами стремилась объявить все нехристианское греховным, черным и темным. Похожие методы встречаются в истории (в особенности в политике) сплошь и рядом.
Более того, уверен, что у отцов церкви были и другие, менее явные причины наложить на занятие гаданиями своеобразное клеймо. Ведь все в руках Божьих, только ему ведомы судьбы....
29.12.2007 в 23:06
Самого заядлого материалиста можно поставить в тупик, предложив объяснить некоторые общеизвестные факты.
Опять же, неверие в действенность конкретно Таро вследствие неудачного опыта - своего или чужого - также не более чем оправдание. Защитная реакция: гораздо проще сказать, мол, карты не работают, чем признать собственную некомпетентность.
Всё это внешние проявления. Я же говорю о внутренних, реальных воззрениях. До которых человек, в общем-то, может сам и не докапываться..
Во втором вопросе брать шире, признаюсь, не было сил. При этом, если лезть в историю - получаются чудовищные холивары на тему 'христианство - хорошо это или нет'. Я решила опустить все рассуждения на эту тему, оставив только видение конкретной нынешней ситуации. Причём не всеми христианами, а исключительно 'сомневающимися': теми, кто не констатирует греховность карт (фактически, следующими букве церкви, устранявшей конкурентов), а задаётся этим вопросом. В нынешней обстановке.
29.12.2007 в 23:54
На мой взгляд, с Таро и магией вообще происходит примерно то же самое. Есть люди, которые не верят во все это категорически, ни секунды не позволяя себе сомневаться в том, что все это блашь и все это можно объяснить научным путем (то же биополе, кстати, вполне объяснимо). Есть немногие, кто признает существование магии как таковой и Таро как ее проявления. Но не хотят в это лезть, не хотят уделять этому внимание и время, закрывая себе эту дорогу (это их право). А есть те, кто, как мы с вами, проникся и заинтересовался, а главное, не противится внутренне тому, что далеко не все понятно и наглядно, что многое субъективно и вообще непонятно. Впрочем, я снова отвлекся.
30.12.2007 в 00:27
Я признаю вашу правоту, если вы говорите о всех людях вообще.
Я же изначально - каюсь, неявно, - сузила область. Фактически, разговор о вере или недоверии к Таро имеет смысл, на мой взгляд, только для тех, кто как минимум размышляет о возможности обратится к тарологу.
Это условие отсекает таких прожжённых материалистов, как Берлиоз.
30.12.2007 в 01:06
30.12.2007 в 01:08
30.12.2007 в 01:11
30.12.2007 в 01:30
05.01.2008 в 00:19
тут был весьма забавный случай: человек заявил о том, что периодически гадает другу, как впоследствии выяснилось, на одну и ту же тему. При этом друг говорит, что поступит по-своему, а после ещё высняется, что задавать картам вопрос - это проявление предусмотрительности. А мне сразу вспомнилось лисье. Случай-то не экстраординарный, а так, бытовое "любит - не любит". )
Правда, до некоторых и этих фактов не донести - это, опять же, к вопросу об идеалистах. Так что проблема не в тех, кто верит и кто не верит, а кто дёргает карты по пустякам, считая, что поступает верно. Инквизиторы - и те тоже считали. ,)
Но всё это имхо, конечно. )
06.01.2008 в 23:16
Правда, у меня колода очень чутко реагирует на заинтересованность кверента, так что вот про такого вот предусмотрительного умника послала бы и в, и на, и меня вместе с ним =)
06.01.2008 в 23:26
06.01.2008 в 23:33
06.01.2008 в 23:35
а уж про то, что твоя аська меня давно перестала удивлять, и говорить не стоит, очевидно. )